АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 29
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 17:44. Заголовок: Апостольская Православная Церковь - куда путь держим?


АПЦ – куда путь держим?
(Размышления архиерея)
Прошло уже семь лет с момента проведения пресс-конференции, на которой была опубликована Декларация движения за возрождение православия. Январь 2000 г. можно по праву считать днем рождения Апостольской Православной Церкви. Семь лет – срок немалый. Пора подвести какие-то итоги.
Наверное самым важным итогом является то, что наша Церковь есть! Эти годы были весьма непростыми. Много было сделано ошибок, но, тем не менее, Церковь живет, растет и как-то развивается. Что-то за эти годы уже устоялось и, думаю, пора серьезно посмотреть в свете Декларации на то, что у нас получилось, что нет и куда нам дальше предстоит двигаться? Чем АПЦ отличается от остальных православных Церквей?
Для начала приведу частично текст Декларации:
«В 1905 году в Петербурге образовался "Союз церковного обновления", объединивший священников и мирян, искренне озабоченных судьбами Православия в России.
Пора наконец сказать правду о тех, кого в течение многих десятилетий называют "обновленцами", придавая этому слову уничижительный смысл.
Пора признать, что их идеи были богословски оправданны и насущно необходимы.
В основе этого духовного движения лежала уверенность в необходимости подлинного отделения церкви от государства, освобождения ее от государственной опеки, децентрализации церковного управления, введения Соборного управления через демократически избираемые Церковные Соборы, Епархиальные Съезды и Приходские Собрания клира и мирян, обязательной выборности епископов и священников, финансовой открытости Церковных организаций всех уровней, а также деятельного участия Церкви в жизни общества, социальном служении, в просвещении и нравственном воспитании народа.
В области литургической реформы предлагалось ввести живой русский язык вместо малопонятного славянского, служение при открытых Царских вратах и с чтением вслух "тайных" молитв.
В соответствии с 4-м правилом 4-го Вселенского Собора, гласящим: "Монашествующие да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри", обновленческое движение первого поколения предлагало отказаться от монашеской монополии на власть в Церкви.
"Монашество епископов, - писал А.Д. Аксаков, - представляет в Церкви явление... антиканоническое".
…оно (т. е. движение обновления, прим. автора) стало проводить в жизнь необходимые церковные реформы, о которых один из лидеров обновленчества Александр Введенский говорил так: "Необходимо богослужебное творчество, приближение к жизни литургийного языка, раскрепощение человеческое в общении с Божеством... отметание наносного и формального, углубление внутреннего понимания религии. Необходимо священству выйти из археологического музея на путь свободной и религиозной жизни и понять истинное существо религии. Спасение Церкви в ее выходе в мир, а не стоянии на месте в религиозном сне. Жизнь заставит в это поверить!"»

Не смотря на декларированную ориентацию на обновление, этим путем наша Церковь двигалась весьма медленно и с трудом. Причиной тому было то, что не было единства по этому поводу среди клира АПЦ. Некоторые наши священнослужители пытались всеми способами повернуть Церковь в сторону отказа от каких бы то ни было реформ, хотя на словах оные реформы поддерживали. «Конечно реформы нужны, но…» И далее объяснялось почему они несвоевременны, вообще невозможны и пр., и пр.
Думаю, что основным достижением нашей Церкви за прошедшие годы является то, что к настоящему моменту в конце концов сложилось братство служителей, которые хотят проводить в жизнь реформы, как в своих общинах, так и в АПЦ в целом. Горячие дискуссии, в начале этого года проходящие в АПЦ – тому подтверждение.
Теперь стало совершенно ясно: наша Церковь – Церковь обновленческая, Церковь, которая продолжает путь, начатый различными направлениями движения обновления в 20-х – 30-х г.г. прошлого века. Именно этим отличается Апостольская Православная Церковь от других юрисдикций, на которые в силу исторических обстоятельств разделено Российское Православие.
Слава Богу, дискуссии по принциниальному развитию нашей Церкви закончились! Всестороннему обновлению церковной жизни в АПЦ – быть! Теперь пора нечто делать…
В этой статье мне хочется поделиться мыслями о конкретных шагах по развитию нашей Церкви.

Шаг первый: если мы декларируем себя наследниками и продолжателями дела обновленцев, то в начале пути необходимо серьезно и глубоко изучить опыт движения обновления. Такая возможность у нас есть благодаря церковному историку Анатолию Левитину (Краснову), который в соавторстве с Вадимом Шавровым написал 3-х томник «Очерки по истории русской церковной смуты». Этот труд был издан в 1977 . швейцарским институтом «Вера во втором мире». Электронный вариант этого исследования можно найти по адресу: http://www.krotov.info/history/20/krasnov/000_ogl.html
Особо ценно то, что Анатолий Левитин (Краснов) не только, как историк, исследовал опыт обновленцев, но был непосредственным участником этих событий и близким другом митр. Александра Введенского – одного из активнейших священнослужителей движения обновления.
Пока общецерковный сайт находится на реконструкции, сайт Западно-Европейской Епархии АПЦ http://www.mypage.bluewin.ch/apc-eur фактически выполняет его роль. Думаю, что необходимо в ближайшее время на форуме нашего Епархиального сайта открыть специальный раздел по обсуждению опыта различных ветвей движения обновления. Нам нужно отделить пшеницу от плевел, поскольку в обновленческом движении было немало нетрезвенного, странного и наивного. Будем же молитвенно исследовать сей опыт и избирать для практического применения в наших общинах все самое ценное!
Мне кажется принципиально важным заниматься не просто теоретическим изучением опыта обновленцев, но незамедлительным постепенным применением этого опыта в наших общинах. Не беда, что у нас будут ошибки: в конечном итоге что-то приживется в церковной практике, а что-то нет. Мы не должны этого бояться, но экспериментировать! За последние 70-80 лет изменились реалии жизни, изменилась ментальность. Поэтому обновленческий опыт нам придется пропускать сквозь призму сегодняшнего дня.

Шаг второй: необходимо на том же форуме организовать обсуждение уже сделанных практических шагов по обновлению богослужебной практики. В ряде наших общин накоплен в этом плане определенный опыт. Нужно сделать этот опыт доступным всей АПЦ. Причем ясно, что далеко не все положительное из опыта одних общин подойдет для других. Это совершенно нормально. Мы не должны смущаться различиями в богослужебной практике общин, находящихся в разных странах и перешедших в АПЦ из разных христианских конфессий. Вспомним хотя бы то, что в ранней, доконстантиновской Церкви в богослужебной практике использовались сотни различных чинопоследований литургии, а в современной традиционной Православной Церкви используются только четыре, причем одно из них – литургия св. ап. Иакова – почти нигде и никогда не служится! Итого реально – три. Православная Церковь с годами растеряла свое литургическое богатство! Иисус Христос говорил: «…кто не собирает со Мною, тот расточает». (Матф. 12, 30)
Каждая община АПЦ будет строить свою конкретную церковную жизнь, исходя из общецерковного опыта, своей предъистории и культурных особенностей своего местонахождения. При этом важно делиться своим опытом со всей АПЦ. Очень надеюсь, что священнослужители, в общинах которых происходит реальное обновление традиционной православной богослужебной практики, поделятся своим опытом на форуме нашего Епархиального сайта.

Шаг третий: весьма полезным для развития нашей церковной жизни может быть изучение литургического творчества Римско-Католической Церкви, особенно после 2-го Ватиканского Собора. Возможно это наиболее актуально для Западно-Европейской Епархии АПЦ, поскольку для большинства ее общин богослужебная практика Западной Церкви уже стала повседневной реальностью, однако уверен, что и для российских общин сей опыт будет полезным, поскольку ясно, что православное богослужение нуждается в освобождении от излишней византийской пышности и сложности. В этом смысле богослужебная практика Римско-Католической Церкви весьма может быть интересна и привлекательна своей относительной простотой.
В скобках замечу: вполне возможно, что на решения 2-го Ватиканского Собора в какой-то степени повлияли реформы, намеченные на Поместном Соборе 1917-18 г.г. Российской Православной Церкви, так и не воплощенные в жизнь по понятным причинам.
Не следует нам бояться также и опыта Протестантских Церквей, особенно в области гимнографии и практики свободной молитвы во время богослужений (наряду с традиционными богослужебными молитвами).

Шаг четвертый: чрезвычайно важно повысить уровень богословского образования священнослужителей и всех активных членов Церкви. Не секрет, что у АПЦ, как и у других деноминаций, образовавшихся из ИПЦ, проблема богословского образования стоит весьма остро. Господь благословил нашу Церковь тем, что при Западно-Европейской Епархии АПЦ действует заочная Духовная Академия им. св. ап. Павла.
Обучение в Академии организовано следующим образом: студент прослушивает курсы лекций, записанные в аудитории. (Некоторые курсы, где в процессе обучения используются наглядные пособия, записи преподавателя на доске и пр. визуальные материалы, записаны в видеоформате.) По окончании семестрового курса студент сдает зачет по электронной почте. В конце всего курса по тому или иному предмету – пишется курсовая работа. Полное обучение рассчитано на 4 года с написанием и защитой работы на степень бакалавра богословия.
Я прекрасно понимаю, что большинству наших священнослужителей, помимо труда в общинах, приходится еще работать по своим светским специальностям, зарабатывая на жизнь своих семей. Дефицит свободного времени – общая проблема у всех нас. Кроме того, для успешного прохождения обучения по полному курсу весьма желательно, чтобы студент имел за плечами высшее светское образование. Поэтому, с учетом индивидуальных возможностей, способностей и общеобразовательного уровня каждого, мы можем разработать индивидуальный график обучения, ориентируясь не на четыре, но на большее количество лет обучения для прохождения полного курса. Также возможно создание сокращенных программ обучения без защиты бакалаврской работы.
Обучение в первую очередь рассчитано на то, чтобы по окончании Академии студент стал высокопрофессиональным специалистом в области миссионерства и катехизации.
Вспомним слова Н.С. Лескова: "Россия крещена, но не просвещена!". А воз и ныне там…
В Декларации движения за возрождение православия записано:
«…РПЦ (РПЦ МП, прим. автора) оказалась неспособной послужить духовному просвещению российского народа, впав в языческое обрядоверие - "шаманство", превратив Церковь в комбинат ритуально-бытового обслуживания, а духовенство - в жреческую касту.»
Думаю, что именно АПЦ должна взять на себя труд в области активной миссионерской и катехизической деятельности и, тем самым, помочь формальным, «обрядоверующим» православным становиться «живыми», а не формальными членами Тела Христова!
Поступить в Академию может каждый совершеннолетний член Церкви. Для этого необходимо обратиться ко мне, как к ректору Академии по электронной почте на адрес apc-eur@bluewin.ch . С программой обучения и условиями поступления можно познакомиться на Епархиальном сайте http://mypage.bluewin.ch/apc-eur/akademija.htm

Очень надеюсь, что с Божьей помощью Апостольская Православная Церковь станет наконец активной и достойной продолжательницей дела таких богословов и практиков церковного обновления, как еп. Антонин (Грановский), митр. Александр Введенский, свящ. Александр Боярский, свящ. Василий Адаменко.

Еп. Сергий Савиных
Берн, 14.02.2007


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет