//Обновленцы!.. //
Катакомбники вообще служили так, что вместо епитрахили употребляли веревочки.
Это несущественный вопрос. Главное здесь то, чтобы было стремление к благоговейному служению в чувстве. А практика может различествовать.
Православие это не обряд, а дух. Свт.Игнатий Брянчанинов говорит так, что «Где нет Духа, там нет православия» (Поучение в неделю Торжества Православия). Христос же сказал, что «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63). Смысл и цель Церкви на земле - воспитание правильного настроя духа. Остальное все есть средства. Главное это то, чтобы душу человеческую спасти. Этому все и должно быть подчинено. А спасение ее зависит от приобретения чистоты чувств и удовлетворения совести.
Благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте, ни одного обряда не исполнил и умер некрещенным внешне и не причащенным. Но поимел правильный настрой духа, и по этой причине Христос сказал ему, что "ныне же будешь со Мною в раю" (Лук.23:43).
http://www.paraklit.ru/otvety/1.Cherkov_Istina/Dusha-hristianka.htm Если почитаем Древние Патерики, то увидим о чем все время заботились подвижники: как приобрести чистоту чувств и удовлетворить свою совесть.
Я, грешный думаю, что у большинства, понятие о православии как о наборе обрядовых законоположений, молитвословий и чинов церковных.
Как на ваш взгляд свт.Феофан Затворник модернист, обновленец или нет, если он говорит вот такие слова: «Некоторыми разностями в церковных порядках нечего смущаться. Они всегда были позволительны, и по существу дела таковы. Грех только неблагоговеинство, а сами чины могут быть изменяемы все, кроме существеннаго в св.Таинствах» (Собрание писем, п.214). Слышите, что говорит свт.Феофан – "сами чины могут быть изменяемы все, кроме существеннаго в св.Таинствах". Как вы думаете похож он на модерниста, обновленца или нет?
Или еще вот: В окружном патриаршем и синодальном послании константинопольской церкви по поводу энциклики папы Льва 13-го от 20-го июня 1894г., которое вошло в сборник "Догматические послания православных иерархов 17-19-х вв.". находим еще одно разъяснение данного вопроса. Православные тут выдвигают католикам условия, на которых единственно возможно соединение.
Католикам, как видно предлагалось исправить только существенные, догматические отклонения в вероучении (приматство папы и пр.). Вот эта цитата: "Все же то, что в последующие времена прибавлено или убавлено (касательно догматов) каждый имеет священный долг… в духе благочестия исправлять. Говоря это, мы отнюдь не разумеем различий, относящихся к уставу священных чинопоследований и касающихся песнопений или священных одежд и т.п., что и при своих отличиях, как в древности, всего менее нарушает существо единства веры; но разумеем те существенные различия, которые относятся к богопреданным догматам веры и богоучрежденному каноническому устройству управления церковью." (Выдержка из 5-го пункта послания).
Видите. А ведь у католиков в богослужении в то время уже вовсю задействовался орган и мн. чего др. – Это конец 19-го века.
"В том не нарушается вера, – говорит и свт.Фотий Великий, – нет и отпадения от общего и вселенского постановления, когда у разных (народов) содержаться различные обычаи и порядки, так что всякий благорассудительный человек правильно рассудил бы, что и соблюдающие их не поступают несправедливо, и не принимающие их не преступают закона"(Письмо патриарха Фотия Великого 3-е)
В этом же ключе понятным становится, почему многим, обратившимся в православие, африканским народам Церковь позволяла применять в богослужении, например, там-тамы.
Как вы думаете – это все похоже на модернизм, обновленчество или нет?
В наше время, многие, православие отождествляют с обрядовой и внешней стороной. Но это уже не православие, а обрядоверие, фарисейство и законничество.
Поэтому самое первое - православие это Дух, верный настрой духа, богоугодный спасительный для души. А все остальное уже второстепенно, и есть средство для воспитания этого духа. Как сказал свт.Игнатий "где нет Духа, там нет православия".
Душа в таинстве крещения тоже обновляется, но это же не значит, что все крещенные - обновленцы, в ругательном смысле. Поэтому, есть греховное обновление: к этому относится все то, что противно духу Церкви, духу Христову. А есть обновление спасительное, которое не противно духу Церкви, духу Христову, а является необходимым, по причине нужды в жизни Церкви, для удобнейшего спасения душ человеческих. Это зависит от исторической эпохи, времен и обстоятельств в жизни Церкви.
При применении канонов и правил, обрядовых законоположений берутся во внимание и учитываются – эпоха, времена и жизненные обстоятельства людей. – В какую эпоху, времена и при каких жизненных обстоятельствах людей, писались те или иные правила и каноны, создавались обрядовые законоположения. То есть, что это было за общество, какие господствовали там понятия и нравы, и по отношению к кому, в какой период времени и к какому случаю, это говорилось или относилось. Ибо главное и важнейшее в законе, – на все века и времена, как сказал Христос, – есть суд(духовное рассуждение), милость и любовь(Мф.23:23;Мф.9:13 и т.п.). То есть, как спасти душу человеческую, ибо только ради этого и был, в свое время, дан закон, как средство, а не цель.
Об этом же говорит и преп.Феодор Студит, что «кто приспособляется к обстоятельствам века, тот не отступает от добра; ибо он скорее достигает желаемого, уступив немного, подобно управляющему кормилом, который опускает несколько руль в случае противной бури. А поступающий иначе отступает от цели, совершая преступление вместо приспособления к обстоятельствам» (т. 1, стр. 182-183).
И потому каноны и правила, обрядовые законоположения, будучи средством, носящим временный характер, в зависимости от эпохи и времен, могут изменяться. Духовное рассуждение, в таком случае, применяется как средство для постижения воли Божией, которая всегда ищет, как спасти душу человеческую. - Через посредство воспитания чистоты чувств и удовлетворения совести.
Простите меня.